История лука, самого древнего метательного оружия

30 июля 2007 года

Ольга Орлова: Давайте начнем с самого главного: когда люди впервые стали использовать лук?

Константин Куксин: Сведения, конечно, есть, в основном это анализ наскальных рисунков. Дело в том, что находки луков даже средневекового времени - это большая редкость, удача для археологов. В основном мы работаем с наскальными изображениями и по ним можно судить, что лук широко распространился около 20-30 тысяч лет назад. Хотя, возможно, возник гораздо раньше. Возникал лук, судя по всему, спонтанно в разных регионах. То есть не было изобретением одного гения, которое потом разошлось по всей планете. Возникал спонтанно у разных групп людей - это Сахара, Европа, Китай, другие регионы, где обнаружены стоянки древнего человека.

Ольга Орлова: А лук сразу использовался как средство для охоты или это было оружие?

Константин Куксин: Дело в том, что древние люди не разделяли войну и охоту. Это были очень близкие понятия. И даже монголы времен Чингисхана на охоту выходили в тех же боевых порядках, что и на войну. То есть ежегодные облавные охоты были большим событием, в которых тренировались воины перед войной. Поэтому лук изначально создавался как оружие для войны и для охоты. Это первое более-менее совершенное метательное оружие, которое позволяет издалека поражать противника или убивать животное на охоте. До этого были пращи, дротики, но, конечно, все они уступают луку в точности боя.

Ольга Орлова: Давайте расскажем, какие луки бывают, какого вида, каких типов.

Константин Куксин: Современные луки делятся на две большие группы - это луки традиционные, о которых мы с вами говорили, и луки современные или блочные луки. Сразу об отличиях: традиционные лук - это палка, на которую натянута тетива, самый простой лук, который был сто тысяч лет назад. А лук блочный, современный лук - это сложнейшее достижение современных технологий, космических технологий, это композитные материалы, пластиковые различные детали. И главное отличие - это блоки. Там не только тетива, там еще металлические шнуры, которые позволяют снимать напряжение. Как бы правильно объяснить? Сила лука измеряется в килограммах, сколько вы двумя-тремя пальцами можете килограммов натянуть. Конечно, если у вас лук сорок килограмм, то из него практически невозможно целиться, едва-едва у взрослого мужчины хватает сил натянуть его до уха и тут же спустить стрелу. А лук блочный позволяет последние усилия перевести на блоки. Если, допустим, лук натянуть сорок килограммов, потом держать можно одним мизинчиком, долго целиться, все усилия берут блоки. Затем если блоки неправильной формы, они очень сильно увеличивают скорость стрелы и тем самым точность боя. Научиться стрелять из такого лука можно за несколько месяцев, из традиционного лука несколько лет уходит.

Ольга Орлова: Расскажите, пожалуйста, какие виды традиционных луков бывают, как они выглядят, каких размеров.

Константин Куксин: Всего выделяют два вида традиционных луков - это лук прямой, самый древний вид лука, я его описывал, и лук рекурсивный, у которого рога изогнуты в обратную сторону натяжению. То есть если вы представляете такой красиво изогнутый в обратную сторону лук, скажем, славянский лук, как его изображают или монгольский лук, наиболее совершенный из традиционных луков - это как раз изгиб в другую сторону рогов. При натяжении лука эти рога выпрямляются и опять увеличивают мощь боя лука и скорость полета стрелы.

Ольга Орлова: Из чего изготовлялись такие луки?

Константин Куксин: Вообще традиционный лук изготовлялся разными способами. Использовались ветви деревьев, кожа, береста, то есть разные природные материалы. Давайте расскажу, как изготовить наиболее сложный монгольский лук и отсюда будет понятно, как изготавливались другие луки. Во-первых, основа монгольского лука - это береза, хорошо просушенное березовое дерево, оно составляет рукоять лука. Затем из дерева изготавливают два рога, которые будут изгибаться и, соответственно, давать силу стреле, сила лука будет в рогах. Затем изнутри эту деревянную деталь обклеивают роговыми пластинками, для чего используют хорошо разваренный рог буйвола или коровы или яка тибетского. Проклеили нижнюю часть, и дело в том, что рог хорошо работает на сжатие. А наружную часть обклеивают сухожилиями, снятыми со спины животного, с оленя или с коровы. Причем часто снимают полоску с позвоночника вместе с кожей и сухожилиями спинными. Сухожилия работают на растяжение, лук будет сгибаться, они будут растягиваться. Сухожилия и рога наклеивают постепенно слой за слоем. Используют клей, сделанный из рыбьих костей, потрохов всевозможных, либо клей из рогов, копыт животных.

Ольга Орлова: По традиции, кто должен готовить такой лук?

Константин Куксин: Такой лук делает, конечно, мужчина, и это специальный мастер, этому очень долго учиться.

Ольга Орлова: Не каждый воин может сделать?

Константин Куксин: Не каждый воин может сделать лук. Каждый воин, что может сделать - заменить тетиву, какой-то ремонт простейший произвести. Но сделать лук, на изготовление хорошего лука уходило два года. Клеится пластинка до полного высыхания, высыхает неделю, снова клеится слой, пока толщиной с большой палец не станет. После этого лук оборачивают хорошо вываренной берестой, одевают рога, подставочки под тетиву, очень много деталей, их трудно описать по радио, их нужно увидеть, и лук практически готов. После этого он целый год сохнет на специальной подставке, чтобы приобрести красивую форму и форму, которая дает силу и скорость стреле. То есть сложнейший процесс.

Ольга Орлова: Если пользовались луком кочевники, но ведь изготовление лука длительный процесс, это требует стационарной мастерской. Или мастера кочевали вместе с племенами?

Константин Куксин: Во-первых, мастер мог кочевать с племенем - это не проблема. Юрта ставилась на колеса, на телеги, дочка мастера управляет быками, он сидит, не спеша вырезает какие-то детальки для лука. Хотя все-таки правильный вопрос, не только луки, но и наконечники стрел, кузницу с собой трудно возить. Хотя были кочевые кузницы. Опять же нужна руда, уголь и прочие вещи для наконечников стрел. Они, уже начиная со средних веков, были стальные. Для этого все кочевники Великой степи использовали Алтай. Алтай был кузницей, которая снабжала оружием все степные империи. То есть на Алтае жили мастера, которые делали луки, стрелы, копья, кольчуги, доспехи и остальные кочевники все покупали в обмен на продукты животноводства.

Ольга Орлова: Когда начали использовать металлические стрелы?

Константин Куксин: Самые ранние бронзовые - это, соответственно, эпоха бронзы. Вообще неудивительно, человек как появился, он начал воевать с себе подобными. Поэтому лучшие достижения человеческого разума тут же вкладывались в оружие, будь это атомная бомба или бронзовый наконечник, вместо костяного или деревянного. До бронзовых медных наконечников использовались костяные и каменные. Конечно, не уступали бронзе. Начиная с века шестого, уже повсеместно появляются стальные наконечники, причем самых разных форм. Если брать монгол 13 век, наиболее совершенную кочевую армию, армию Чингисхана, у них были десятки видов стрел. У них было окрашенное оперение, чтобы легко вытащить из колчана, либо они хранились в колчане наконечниками вверх, чтобы тут же вытащить нужную стрелу. Стрелы были тонкие, чтобы входить между кольцами кольчуги, чтобы разбивать доспехи, чтобы раскалывать щиты, перерезать веревки у вражеских луков. Для стрельбы по вооруженным и по невооруженным людям, по лошадям, по метательным машинам. В общем, самые разные стрелы. Это было целое сложнейшее искусство. Кстати говоря, начиная с хуннов, кочевники ставили на стрелы костяные свистульки, и стрелы издавали ужасающий звук свистящий.

Ольга Орлова: Это психологическая атака?

Константин Куксин: Да, конечно, это психологическая атака. Это хунны, древние тюрки, все они использовали такие стрелы. Это наводило ужас на врагов и такими стрелами давали сигналы своим, допустим, такому-то отряду перестроиться или взять поправку на ветер, что крайне важно при стрельбе из лука. Кстати, потом такие свистящие стрелы появились и на нашем Севере у хантов, манси, других народов Севера, они их использовали в войне с русскими.

Ольга Орлова: Вы много кочевали как с северными кочевниками, так со степными. В чем разница использования лука на Севере и в степях?

Константин Куксин: В чем разница? Во-первых, разные луки. На Севере лук все-таки не так совершенен как в степи. То есть монгольский лук самая совершенная модель. Северный лук - это простой прямой лук, довольно тугой, стрелы длинный и очень большой выбор наконечников. Потому что жители Севера не только охотились на пушного зверя, но и били рыбу с помощью луков, в чем они близки, скажем, к индейцам Амазонии, которые тоже с помощью луков бьют рыбу. Но что интересно, на Севере часто луки использовались и до сих пор используются в качестве капканов. То есть, металлический капкан зверь может почуять, а деревянный, сделанный из кожи никогда. Поэтому сгибался деревянный лук, в него ставился зажим, и он вкапывался в снег или в траву. Зверь наступал, лук сжимался, и зажимал ногу зверя, при этом не портилась шкура, в то же время зверь не мог никуда деться. Кстати говоря, совсем недавно такие же гигантские самострелы ставили на тропах, охраняющих дорогу к святилищу. То есть если неопытный русский человек шел по этой тропе, задевал ветку, срабатывала стрела и убивала его. То же самое делают жители Индонезии до сих пор и индейцы Южной Америки, самострелы на тропах.

Ольга Орлова: А в степи как сейчас используют лук?

Константин Куксин: В степи сейчас лук используют редко для охоты на тарбаганов - сурков. Они очень вкусные, как монголы считают, на кролика похожи, у них очень хороший мех, им делают оторочку шапок, костюмов. Дело в том, что сурки очень любопытные. Монгол идет, одетый в белые одеяния и белой тряпкой размахивает. Они все вылезают из норки, начинают свистеть. И стреляя из ружья, мы распугаем, а лук бесшумное оружие. Причем берется стрела с тупым наконечником, чтобы не портить шкурку. И прямо с близи стреляет, глушит сурка, а остальные смотрят, им интересно. Он так идет и может сразу добыть много животных. Сейчас практически лук не используется. Но начиная, наверное, с 12 века в Монголии, в Бурятии существует праздник <Три игрища мужей>. Это соревнование борцов, соревнование лошадей, даже не всадников, именно лошадей - какая лошадь быстрее, и самое главное - соревнование стрелков из лука, куда допускаются дети, начиная с восьми лет и старики до глубокой старости, пока он может в руках держать оружие. Поражает дистанция, с которой могут стрелять монголы. Дети с 30 метров - это хорошая дистанция для европейского спортсмена, надо сказать, а старики, взрослые монголы 60, 80, 100 метров дистанция. Причем мишень - это кожаный цилиндр, размером восемь на восемь сантиметров, он стоит на земле. Я участвовал в соревнованиях в прошлом году, мне было очень непривычно стрелять по мишени, которая находится на земле.

Ольга Орлова: Это имитация животного.

Константин Куксин: Совершенно верно, имитация охоты на норных животных, сурки вылезают из норы. Хотя еще в веке 14-16 монголы стреляли по мишени, натянутой между столбами на уровне всадника. Стреляют они потрясающе. Стрелы и луки самодельные, никакой правильной стойки нет. Что интересно, монголы захватывают тетиву большим пальцем руки, а не тремя пальцами, как европейцы. Целятся и удивительно - все попадают в цель. Известен случай в хрониках, что монгольский воин в 13 веке во времена Чингисхана поразил такую цель с расстояния 502 метра. Невероятно. Ее не разглядеть на таком расстоянии.

Ольга Орлова: Имеет ли право женщина пользоваться луком и умеют ли это делать?

Константин Куксин: Да, женщины пользуются луками и великолепные стрелки. Вообще, как я уже рассказывал, женщины степи очень свободные независимые, в отличие от женщин Востока мусульманского. Поэтому женщина виртуозно владеет луком и часто женщина выступает на соревнованиях. То есть мальчишки, девчонки, бабушки, дедушки, все берут лук и стреляют.

 

Источник  http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/07/27/20070727102650163.html